Главная » Библиотека » Экспериментальная психология » Основная литература

Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы: Учебник для вузов [doc]
войти, что бы скачать этот материал 2011/01/19, 05:16

Учебник представляет основы экспериментального метода в рамках курса экспериментальной психологии. В нем рассмотрены психологические методы наблюдения и эксперимента, корреляционный и квазиэкспериментальный подходы (предполагается, что методы психологического измерения и психодиагностики требуют изложения в специальных пособиях). Психологический эксперимент рассматривается как предметная деятельность исследователя и как система нормативов для проверки психологических гипотез, задающая критерии классификации других эмпирических методов в психологии.

Для студентов, обучающихся на факультетах психологии университетов и педагогических институтов.

УДК 373.167.1:159.
ББК 88.3
К 67

Рецензенты:
доктор психологических наук, проф. В. А. Иванников
доктор психологических наук, проф. С. Д. Смирнов

Корнилова Т. В.
Экспериментальная психология: Теория и методы: Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2002.– 381 с. На переплете фрагмент картины В. В. Кандинского.

ISBN 5–7567–0160-5 © «Аспект Пресс», 2002.
Все учебники издательства «Аспект Пресс» на сайте
www. aspectpress .ru

Содержание

Введение 4
Глава 1 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД В ПСИХОЛОГИИ И НОРМАТИВЫ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ 8
1.1. Нормативы научного мышления 8
1.1.1. Нормативы в научной деятельности и структуре экспериментального метода 8
1.1.2. Выдвижение и проверка гипотез как нормативы экспериментирования 10
1.2. Проблема соотнесения эмпирических зависимостей и теоретических интерпретаций 10
1.2.1. Теории разной степени общности 10
1.2.2. Эмпирические зависимости и экспериментальные эффекты 12
1.2.3. Психологическая реальность и эмпирические закономерности 14
1.2.4. Эксперимент и реконструкции психологической реальности 15
1.3. Экспериментирование как специальный метод эмпирического исследования в психологии 15
1.3.1. Понимание экспериментального метода в широком и узком смысле 15
1.3.2. Наблюдение и измерение переменных как условие реализации экспериментального метода 16
1.3.3. Психологический эксперимент и естественнонаучный эксперимент 17
Контрольные вопросы 17
Глава 2 ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО МЕТОДА В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ 18
2.1. Историко-психологический экскурс 18
2.1.1. Преемственность и различие первых источников экспериментальных исследований в психологии 18
2.1.2. Становление нормативов экспериментального исследования 21
2.2. Понятия метода и методики 23
2.3. Типы эмпирических данных 24
2.3.1. Фиксация данных как «первичных показателей» в рамках психологических методов 24
2.3.2. Тип данных с точки зрения исследовательской цели 25
2.3.3. Проблема неспецифичности типов показателей по отношению к изучаемым проблемам 25
2.3.4. Тип эмпирических данных с точки зрения возможностей их актуального получения 26
2.4. Критерии объективности в психологическом исследовании 28
2.4.1. Тип данных и критерий воспроизводимости 28
2.4.2. Репрезентативность данных и объективность метода 29
2.5. Классификации психологических методов и типов эмпирических данных 30
2.5.1. Исторически сложившаяся систематика 30
2.5.2. Современная систематика 31
Контрольные вопросы 32
Глава 3 МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ 33
3.1. Психологическое наблюдение как метод и методика 33
3.1.1. Метод психологического наблюдения и постулат непосредственности 33
3.1.2. Основные характеристики метода и методик наблюдения в психологическом исследовании 34
3.1.3. Опосредованность наблюдения познавательными целями 35
3.1.4. Активность наблюдения и понимание предмета изучения 35
3.2. Квалификация событий: единицы и категории наблюдения 36
3.2.1. Способы качественного описания событий 37
3.2.2. Количественные оценки в данных наблюдения 39
3.3. Критерии объективности и субъективности данных наблюдения 40
3.3.1. Объективность данных наблюдения 40
3.3.2. Субъективность данных наблюдения 41
3.4. Опосредствованность и виды наблюдения 43
3.4.1. Опосредствованность теорией 43
3.4.2. Классификации видов психологического наблюдения 43
3.5. Наблюдение в отношении к другим методам психологических исследований 46
3.5.1. Методики наблюдения в схемах других методов 46
3.5.2. Описание, регистрация и анализ данных при использовании метода наблюдения 46
Контрольные вопросы 47
Глава 4 ЭКСПЕРИМЕНТ КАК ВИД ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ 48
4.1. Основные нормативы экспериментальной деятельности 48
4.1.1. Активность экспериментатора в психологическом эксперименте 48
4.1.2. Выполнение условий для реализации причинного вывода 49
4.1.3. Психологическое понимание причинности 50
4.1.4. Конкурирующие объяснения устанавливаемой зависимости 51
4.1.5. Конкурирующие гипотезы о направленности связи между переменными 51
4.2. Виды переменных в психологическом эксперименте 53
4.2.1. Контроль независимой переменной и проблема экспериментальных воздействий 53
4.2.2. Две основные схемы задания уровней НП 55
4.2.3. Переменные «ситуационные» и «личностные» 58
4.2.4. Фиксируемый показатель и базисный процесс 60
4.3. Эксперименты в искусственных и лабораторных условиях 61
4.3.1. Экспериментальные модели и последующие обобщения 61
4.3.2. Дополнительные переменные 62
4.3.3. Комплексные НП 63
Контрольные вопросы 65
Глава 5 ГИПОТЕЗЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ЭКСПЕРИМЕНТЕ 65
5.1. Система гипотез, проверяемых в психологическом эксперименте 65
5.2. Формы экспериментального контроля 67
5.2.1. Контроль посредством экспериментальных схем 68
5.2.2. Контроль типа переменных 68
5.2.3. «Эффект экспериментатора» и первичный контроль 69
5.3. Примеры экспериментальных схем для реализации каузальных выводов 70
5.3.1. Эксперимент в практических целях 70
5.3.2. Эксперимент в научных целях 72
5.4. Проблема идентичности экспериментальных условий 74
Контрольные вопросы 75
Глава 6 УСТАНОВЛЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ЭФФЕКТА 75
6.1. Примеры решений об экспериментальном эффекте при интраиндивидуальных и межгрупповых планах 75
6.1.1. Формальное планирование как условие установления экспериментального эффекта 75
6.1.2. Установление экспериментального эффекта при интраиндивидуальных планах 76
6.1.3. Экспериментальный эффект при межгрупповой схеме 77
6.2. Измерение переменных как условие установления экспериментальных эффектов 79
6.2.1. Измерение переменных и психологические шкалы 79
6.2.2. Качественные наблюдения и относительные понятия как основа реконструкции переменных 79
6.2.3. Количественное представление экспериментальной зависимости 82
6.3. Установление экспериментального эффекта на основе использования мер связи (ковариации и корреляции) 84
Контрольные вопросы 85
Глава 7 ЭКСПЕРИМЕНТ КАК ГИПОТЕТИКО-ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД 85
7.1. Соотношение разноуровневых гипотез в психологическом эксперименте и проблема «прорыва» в обобщении 85
7.1.1. Уровни теоретических и экспериментальных гипотез 85
7.1.2. Невозможность индуктивного построения научных понятий 86
7.2. Асимметрия вывода на основе экспериментальных данных 87
7.3. Индуктивный вывод и принципы планирования эксперимента 88
7.4. Предпосылки планирования экспериментов 89
7.4.1. Организация исследования и формы планирования 89
7.4.2. Условия, необходимые для планирования эксперимента 90
Контрольные вопросы 91
Глава 8 ВАЛИДНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА 91
8.1. Планирование как средство повышения валидности эксперимента 91
8.1.1. Валидность и использование мысленных образцов эксперимента 91
8.1.2. Виды валидности при оценке психологического эксперимента 92
8.1.3. Конструктная валидность и концептуальные репликации 94
8.1.4. Специфика оценки валидности лабораторного эксперимента 95
8.1.5. Валидность эксперимента и валидность выводов 95
8.2. Компоненты содержательного и формального планирования 96
8.2.1. Подходы к определению термина «планирование эксперимента» 96
8.2.2. Выбор из возможных экспериментальных планов 96
8.2.3. Содержательное планирование и выбор типа эксперимента 98
8.2.4. Зависимость обобщения от типа проводимого эксперимента 101
8.2.5. Статистические решения и формальное планирование 102
8.2.6. Валидность как цель экспериментального контроля 103
Контрольные вопросы 104
Глава 9 КЛАССИФИКАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ПЛАНОВ 104
9.1. Критерии классификаций экспериментальных планов 104
9.2. Доэкспериментальные планы 106
9.2.1. Анализ единичного случая 106
9.2.2. Предварительное и итоговое тестирование на одной группе 107
9.3. Истинные экспериментальные планы 108
9.3.1. Межгрупповыс схемы 109
9.3.2. Контроль состава групп 110
9.3.3. Интраиндивидуальные схемы 112
9.4. План контроля сопутствующих смешений 114
Контрольные вопросы 116
Глава 10 ФАКТОРНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ 117
10.1. Переменные и схемы в факторном эксперименте 117
10.1.1. Независимые и сопутствующие переменные 117
10.1.2. Многоуровневый эксперимент как факторный 120
10.1.3. Представление экспериментальных эффектов как ОРД факторов 121
10.1.4. Оценка эффектов взаимодействия экспериментальных факторов 123
10.2. Особенности гипотез, проверяемых в факторном эксперименте 125
10.2.1. Гипотезы с одним отношением и комбинированные 125
10.2.2. Виды взаимодействия факторов 125
10.2.3. Планы с тремя и более НП 127
10.2.4. «Нестинг» 128
10.2.5. Зависимость экспериментального эффекта от показателей ЗП 129
10.3. Факторные эксперименты и факторные схемы представления данных 130
10.3.1. Специальные эффекты, проясняемые в факторных схемах 130
10.3.2. Факторные планы представления статистических данных 132
Контрольные вопросы 133
Глава 11 ТИПЫ ЭКСПЕРИМЕНТОВ 134
11.1. Отличия в предметной области или в содержании гипотез 134
11.2. Отличия в формах осуществления эксперимента 136
11.2.1. Эксперимент реальный и мысленный 136
11.2.2. Эксперименты, проводимые в лаборатории и в «полевых» условиях 136
11.3. Проблема контргипотезы и конкурирующих гипотез 138
11.3.1. Критический эксперимент и возможность перехода к конкурирующим объяснениям 138
11.3.2. Демонстрационный опыт и возможность получения данных против исходной гипотезы 138
11.4. Тип устанавливаемой закономерности и тип эксперимента в отношении к теории 139
11.4.1. Сосуществование разных объяснительных подходов 139
11.4.2. Детерминация и самостимуляция в подходе к мышлению с позиций культурно-исторической концепции 140
Контрольные вопросы 146
Глава 12 КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ ПОДХОД И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 146
12.1. Корреляционный подход и экспериментальное исследование 146
12.1.1. Корреляционные гипотезы как гипотезы о связях между переменными 146
12.1.2. Предположения о направленности связи на основе теории 149
12.1.3. Корреляционный подход как способ организации сбора данных, отличный от экспериментального 151
12.1.4. Схемы, проясняющие связи между переменными 153
12.2. Корреляционный подход и использование статистических мер связи 153
12.2.1. Ковариация и корреляция как меры связи 153
12.2.2. Коэффициент корреляции и стандартизация переменных 155
12.3. Планы корреляционных исследований 157
12.3.1. Планы с одной группой испытуемых 158
12.3.2. Планы с двумя и более группами испытуемых 159
12.4. Установление корреляционных зависимостей 161
12.4.1. Корреляция и статистические решения 161
12.4.2. Выбор коэффициента корреляции в зависимости от типа шкал и плана обработки данных 162
Контрольные вопросы 162
Глава 13 КВАЗИЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ 165
13.1. Общая характеристика квазиэксперимента как исследования с ограниченными формами контроля 165
13.1.1. Ограничения в осуществлении экспериментальных воздействий 165
13.1.2. Разные подходы к пониманию квазиэкспериментальной проверки гипотез 167
13.1.3. Цели, достижение которых предполагает проведение квазиэкспериментов 167
13.1.4. Измерения показателей до и после воздействий 169
13.2. Квазиэкспериментальные планы 170
13.2.1. Формы снижения контроля при реализации квазиэкспериментов 170
13.2.2. Пример стратегии подбора групп по заданному признаку 170
13.2.3. Квазиэкспериментальные планы со специальной организацией воздействий 172
13.2.4. Пример смешанного плана контроля внешних и внутренних условий 173
13.2.5. Статистический контроль в корреляционном и квазиэкспериментальном исследованиях 175
13.2.6. Контроль post factum 176
Контрольные вопросы 178
Глава 14 ДОСТОВЕРНЫЕ И АРТЕФАКТНЫЕ ВЫВОДЫ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОМ ИССЛЕДОВАНИИ 179
14.1. Контроль за выводом как завершающий этап экспериментальной психологической гипотезы 179
14.1.1. Основные источники артефактных выводов 180
14.1.2. Оценка валидности эксперимента как условие достоверных выводов 181
14.1.3. Оценка адекватности обобщений 181
14.2. Схема вывода о психологической гипотезе на основе результатов и оценки валидности эксперимента 182
14.3. Содержательные выводы и логическая компетентность при обобщении данных психологического исследования 184
14.3.1. Вывод о подкрепленности теории экспериментальными фактами 184
14.3.2. Проблема возникновения новых гипотез 185
14.3.3. Проблема неверных обобщений как артефактных выводов 186
14.3.4. Редукционизм выводов 189
Контрольные вопросы 190
Краткий словарь терминов 190
Литература 197
Именной указатель 200
Предметный указатель 201

Категория: Основная литература | Добавил: KateMSU | Теги: теория и методы, учебное пособие, Экспериментальная психология
Просмотров: 4344 | Загрузок: 103 | Комментарии: 3
Всего комментариев: 3
avatar
3
Очень интересная книга!
avatar
1
Хорошая книга, рекомендую!
avatar
2
Спасибо!
avatar

Мы выбираем не случайно друг друга… Зигмунд Фрейд первым выразил мысль, что «мы встречаем только тех, кто уже существует в нашем бессознательном…» Сначала мы рисуем человека в своём воображении и только потом встречаем его в реальной жизни…

В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

- Антон Павлович Чехов

История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 году в основанной немецким психологом Вильгельмом Вундтом в Лейпциге первой в мире экспериментальной психологической лаборатории.

Ничему не удивляться - есть, разумеется, признак глупости, а не ума.

М.Ф. Достоевский

Зачитайся!
«Чтобы стать умным, достаточно прочитать 10 книг, но чтобы найти их, нужно прочитать тысячи»
Библиотека