Главная » Библиотека » Общая психология » Дополнительная литература

Кэррол Э. Изард. Психология эмоций [doc]
войти, что бы скачать этот материал 2011/02/01, 21:42
University of Delaware Newark, Delaware
THE PSYCHOLOGY OF EMOTIONS
Plenum Press • New York and London

 

Кэррол Э. Изард

Психология эмоций


Серия «Мастера психологии»
Перевела с английского А. Татлыбаева

Имя Кэррола Э. Изарда, одного из создателей теории дифференциальных эмоций, известно каждому . психологу. «Психология эмоций» (1991), является расширенной и переработанной версией его книги «Эмоции человека» (1978), которая стала у нас в стране одним из базовых пособий по курсу психологии личности. В «Психологии эмоций» Изард анализирует и обобщает огромное количество новых экспериментальных данных и теоретических концепций, вошедших в научный обиход в последние десятилетия, на протяжении которых наука об эмоциях стремительно эволюционировала. Рекомендуется изучающим психологию личности, социальную, когнитивную, клиническую психологию.


ББК88.352.1 УДК 159.96 Изард К. Э.
И32 Психология эмоций/Перев. с англ. — СПб.: Издательство «Питер», 1999, — 464 с.: ил. (Серия «Мастера психологии») ISBN 5-314-00067-9

© 1991 by Plenum Press, New York.
© Перевод на русский язык А.Татлыбаева
© Серия, оформление. Издательство «Питер», 1999.


СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие.......................................12
Благодарности...................................14
Глава 1
О происхождении и функциях эмоций...........................15
К вопросу о происхождении мотивации и эмоций............................18
Происхождение мотивации выживания........................................18
Происхождение эмоций...................19
От физиологического драйва к эмоции: голод, вкусовые ощущения, отвращение...................22
Типы мотивации................................... 23
Рефлексы и автоматизированное поведение.........................................24
Инстинкты.......................................25
Драйвы.............................................26
Эмоции.............................................27
Взаимодействие чувства и мысли: аффективно-когнитивные структуры........................................28
Некоторые характеристики эмоций.... 30
Устойчивость—изменчивость......... 30
Врожденность—приобретенность .. 31
Вопрос о позитивных и негативных эмоциях........................34
Воздействие эмоций на человека: предварительный обзор ......................34
Эмоции и тело..................................35
Взаимодействие эмоций и процессов развития личности
и социальных отношений.................36
Эмоции и перцептвно-когнитивные процессы ....................38
Резюме ................................................38
Глава 2 \ Определение эмоций. Связь эмоций с когнитивными процессами, поведением и личностью..................41
Эмоции в теориях эмоций и личности...........................................41
Психоаналитическая концепция аффекта и мотивации.......................41
Измерительный подход: возбуждение, активация и шкалирование эмоций....................46
Когнитивные теории эмоций и личности..........................................49
Эмоции как результат биологических процессов. Эмоциональные паттерны как личностные черты............................53
Когнитивно-аффективный подход ...54
Теория дифференциальных эмоций .... 54
Эмоции как основная мотивационная система................... 55
Шесть систем организации личности...........................................55
Эмоции и эмоциональная система ... 56
Сложные эмоциональные комплексы в критических жизненных ситуациях............................................ 60
Что такое базовая эмоция?.................63
Как понять эмоции.............................. 65
Резюме................................................67
Глоссарий.........................:..................69
Для дополнительного чтения..............71
Глава 3
Эмоции, сознание и связь эмоций и когнитивных процессов................ 73
Концептуализация сознания...............74
Сознание как поток мысли..................74
Экспериментальное изучение потока сознания..................................76
Сознание как парадигма......................77
Сознание как аспект биологической организации........................................ 78
Эмоции и сознание как переживание биологических процессов...................79
Эмоции как организующий фактор сознания..............................................81
Ощущение, эмоция, сознание.............82
Ощущение, смысл и эмоция............83
Аффекты и уровни сознания ...........83
Эмоция и восприятие..........................84
Взаимодействие между эмоцией и когнитивным процессом и сознание...........................................86
Условно-рефлекторные активаторы эмоции..........................86
Эмоции, сознание, когнитивные процессы и действие........................88
Функции полушарий и эмоции ...........89
Эмоции и организация сознания.........91
Сознание и устойчивые характеристики эмоций......................92
Качество эмоционального переживания неизменно..................93
Эмоция с нами всегда...................... 94
Чувство, восприятие, знание..............96
Возрастные изменения в эмоциональных процессах и в операциях сознания..........................96
Возрастные изменения в эмоциональных реакциях..............97
Возраст и активаторы эмоций.........98
Когда чувства берут верх над разумом, или Кризис подросткового возраста.......98
Резюме ..............................................100
Для дополнительного чтения............101
Глава 4
Интерес—возбуждение: активация, выражение, переживание.............. 103
Характеристики эмоции интереса .... 105
Активация интереса..........................107
Перемены.......................................107
Одушевленность............................108
Новизна..........................................109
Воображение и мышление.............112
Мимическое выражение интереса .... 112
Физиологические проявления эмоции интереса................................113
Субъективное переживание эмоции интереса—возбуждения...................115
Два подхода к исследованию субъективного переживания эмоции............................................115
Исследование Бартлета—Изарда с применением ШДЭ и ПШ ...........119
Резюме ..............................................121
Для дополнительного чтения............122
Глава 5
Эмоция интереса—возбуждения: развитие и социализация...............124
Эволюционное значение эмоции интереса................................124
Интерес и эволюция общества......124
Интерес как стабилизирующий фактор сексуальных и семейных отношений.....................................125
Интерес и развитие интеллекта .... 125
Функции эмоции интереса................126
Биологическая функция интереса ... 126
Мотивационная функция интереса ..126
Социальная функция интереса......128
Развитие и социализация эмоции интереса...........................................130
Развитие эмоции интереса в ее взаимосвязи с другими эмоциями ... 131
Социализация интереса.................132
Развитие связей между эмоцией интереса и когнитивными функциями........................................133
Интерес и перцептивно-когнитивное развитие....................134
Интерес, искусство и интеллектуально-творческая деятельность................................135
Когнитивные ориентации, основанные на интересе................138
Взаимодействие интереса с другими эмоциями и драйвами.......138
Интерес и боль...............................139
Интерес и радость..........................139
Интерес и страх.............................139
Регуляция интереса—возбуждения ... 140
Эмоция интереса—возбуждения в психопатологии...........................140
Эмоция интереса в развитии личности ..141
Интерес и достижения...................141
Резюме ..............................................144
Для дополнительного чтения............145
Глава 6
Удовольствие—радость: фактор психологического благополучия и социальной привязанности................................146
Характеристики радости...................146
Чем радость отличается от чувственного удовольствия ......146
Причины радости...........................147
Выражение радости.......................149
Соматические проявления радости...........................................151
Субъективное переживание и функции удовольствия—радости ..152
Другие функции радости...................154
Социальная функция радости........154
Биологические функции радости .155
Развитие и социализация эмоции радости...........................................155
Взаимодействие эмоции радости с другими эмоциями.......................157
Регуляция радости.........................157
Стремление к счастью, или Как обрести радость..........................158
Преграды на пути к радости ..........158
Радость и психическое здоровье.......163
Резюме ..............................................164
Для дополнительного чтения............166
Глава 7
Радость. Эмпирическое изучение.... 167
Развитие эмоции радости у ребенка ..168
Генетические факторы...................168
Социально-экономические и культурные факторы......................169
Социализация радости...................169
* Развитие улыбки и смеха..................170
Развитие улыбки у новорожденных детей.................170
Развитие смеха..............................172
Понимание юмора..........................175
Взаимодействие радости с перцептивно-когнитивными процессами и действием...................176
Дезадаптивные интеракции радости с когнитивными процессами и действием....................................176
Причины и последствия радости.......177
Субъективное переживание радости..............................................179
Когнитивная радость способствует эмпатии,альтруизму и креативности..................................180
К вопросу о функциях эмоциональных переживаний...........182
Субъективное переживание радости: эмпирическое исследование.............183
Счастье и развитие личности: эмпирическое исследование.............183
Глубинное изучение счастья и личности.........................................184
Психофизиологические исследования эмоции радости у взрослых...............186
Резюме ..............................................188
Для дополнительного чтения............189
Глава 8
Удивление—изумление.................190
Активация, выражение и переживание удивления ...................190
Значение удивления..........................193
Для дополнительного чтения............195
Глава 9
Печаль..............................................196
Выражение, переживание и функции печали..............................196
Причины печали............................196
Предрасположенность к печали. Индивидуальные различия............197
Мимическое выражение печали .... 198
Переживание печали.....................199
Функции печали............................201
Печаль и физиологические драйвы 203
Развитие и социализация эмоции печали...................................204
Социализация печали через наказание.............................204
Социализация печали через поощрение............................ 205
Социализация печали посредством частичного поощрения ..................206
Смешанные методы социализации печали.....................206
Взаимодействие печали с другими эмоциями, когнитивными процессами и поведением.................207
Взаимодействие печали и гнева .... 207
Связь между печалью и страхом ... 207
Взаимодействие печали и стыда .... 208
Взаимодействие печали с когнитивными процессами и с поведенческими актами..............208
Регуляция печали..............................210
Резюме ..............................................211
Для дополнительного чтения............212
Глава 10
Печаль, горе, депрессия..................213
Горе и печаль.....................................213
Биологические факторы................213
Культурные факторы.....................214
Психологические факторы............215
Экспрессия и переживание горя ... 215
Функции горя................................. 215
Горе в контексте привязанности и разлуки........................................216
Горе и печаль.................................217
Горе и психопатология..................219
Печаль и депрессия...........................219
Нейрофизиологический и биохимический подходы к изучению депрессии....................222
Биогенетический, социокультурный и когнитивный подходы.................223
Теории научения и депрессия........224
Психоаналитическая теория депрессии.......................................228
Теория дифференциальных эмоций и эмпирическое исследование депрессии......................................229
Резюме ..............................................236
Для дополнительного чтения............238
Глава 11
Гнев..................................................240
Причины гнева..................................241
Ограничение свободы....................241
Препятствия в достижении цели ...241
Аверсивная стимуляция................242
Жизнь во гневе: очень личная история....................243
Оскорбление..................................248
Предварительное резюме..............248
Мимическое выражение гнева..........249 .
Субъективное переживание гнева .... 252
Значение эмоции гнева.....................254
Развитие и социализация гнева........256
Гнев и агрессия.................................258
Боль, гнев и агрессия.....................258
Гнев и физическая агрессия..............259
Переживание гнева, выражение гнева и агрессия..........260
Стабильность агрессивного поведения.......................................262
Последствия подавления гневной экспрессии.......................263
Агрессия и потребность в самопознании..............................264
Триада враждебности........................265
Резюме ..............................................266
Для дополнительного чтения............267
Глава 12
Отвращение и презрение................268
Отвращение ......................................268
Происхождение эмоции отвращения....................................269
Развитие эмоции отвращения........270
Причины отвращения....................271
Мимическое выражение отвращения....................................274
Переживание отвращения.............275
Биологическая и социальная функции отвращения.....................276
Взаимодействие гнева и отвращения.................................277
Отвращение и психологические нарушения.........277
Презрение.........................................280
Причины презрения.......................280
Выражение презрения...................282
Переживание презрения................283
Субъективное переживание презрения.......................................283
Функции презрения.......................284
Различия между враждебностью и агрессией...........................................286
Аффективные паттерны в ситуациях гнева, отвращения, презрения и враждебности.........'... 287
Резюме..............................................289
Для дополнительного чтения............290
Глава 13
Страх и тревога...............................292
Характеристики страха.....................292
Определение страха.......................293
Причины страха ................................294
Драйвы и гомеостатические процессы как активаторы страха ... 294
Эмоции как активаторы страха .....294
Когнитивные процессы..................295
Естественные активаторы страха.....295
Боль и антиципация боли..............296
Одиночество..................................298
Внезапное изменение стимуляции ... 298
Внезапное приближение ...............298
Необычность..................................299
Высота............................................300
Культуральные сигналы опасности: роль научения и опыта......................302
Влияние привязанности на механизмы заимствования страха ... 304
Неустойчивая привязанность как источник страха..........................304
Фобии................................................305
Страхи: врожденные или приобретенные? .........................307
Некоторые причины и последствия страха........................308
Выражение страха: проблема дифференциации страха ... 309
Субъективное переживание страха ... 311
Субъективные составляющие и эмоциональные паттерны ситуации страха.............................314
Функции страха................................315
Развитие и социализация страха......316
Взаимодействие страха с другими эмоциями..........................318
Страх и печаль...............................318
Страх и стыд...................................319
Техники управления страхом ...........319
Тревога..............................................320
Тревога как эмоциональный паттерн. Эмпирические исследования......... 321
Резюме ..............................................324
Для дополнительного чтения............325
Глава 14
Смущение.........................................326
Соматические изменения при смущении....................................327
Выражение смущения.......................327
Переживание смущения...................328
Функции смущения...........................332
Застенчивость как черта личности ... 333
Смущение и проблемы социальной адаптации.......................337
Резюме ..............................................339
Для дополнительного чтения............340
Глава 15
Стыд.................................................342
Биологические и психологические характеристики стыда.......................342
Мимическое выражение стыда и его физиологические аспекты........343
Переживание стыда..........................345
Причины стыда..................................347
Эволюционно-биологические и психологические функции стыда......353
Эмоция стыда в эволюционно-биологической перспективе..........353
Психосоциальные функции стыда ..354
Стыд на защите «Я» и личностной целостности................356
Социокультурные факторы...............358
Социализация стыда .........................360
Стыд и сексуальное развитие........361
Взаимодействие стыда с другими эмоциями и социальным поведением ...................362
Стыд, общительность и приверженность групповым нормам...........................................364
Стыд и сексуальное влечение........364
Взаимодействие стыда с другими эмоциями....................... 365
Стыд и депрессия...........................365
Резюме ..............................................366
Для дополнительного чтения............368
Глава 16
Вина, совесть и нравственность .... 369
Характеристики вины.......................370
Выражение вины............................370
Переживание вины........................371
Детерминанты вины.......................375
Происхождение и функции вины......380
Развитие эмоции вины и ее взаимоотношения с сочувствием ..381
Вина и психопатология..................383
Эмоция вины в различных теоретических концепциях...............384
Психоаналитическая концепция вины.............................384
Понятие экзистенциальной вины ... 385
Некоторые представления теории научения об источниках развития вины и о ее значении......387
Экспериментальные исследования эмоции вины......................................392
Взаимодействие вины и гнева........392
Вина и готовность идти на уступки... 394
Способность испытывать вину как личностная черта......................., 396
Вина и враждебность........................399
Вина и сексуальное поведение..........401
Как противостоять переживанию вины...........................407
Резюме..............................................407
Для дополнительного чтения............409
Глава 17
Любовь.............................................410
Что такое любовь..............................410
Истоки любви. Эволюционно-биологическое наследие...................412
Наследие приматов...........................414
Материнская любовь........................415
Дискретные эмоции и материнская любовь.......................419
Братско-сестринская любовь и дружба............................................420
Ревность............................................421
Романтическая любовь.....................422
Резюме ..............................................425
Для дополнительного чтения............425
Эпилог..............................................426
Список литературы.........................427
Алфавитный указатель..................450

 

 

Категория: Дополнительная литература | Добавил: Vo_van | Теги: эмоции
Просмотров: 4821 | Загрузок: 102
Всего комментариев: 0
avatar

Мы выбираем не случайно друг друга… Зигмунд Фрейд первым выразил мысль, что «мы встречаем только тех, кто уже существует в нашем бессознательном…» Сначала мы рисуем человека в своём воображении и только потом встречаем его в реальной жизни…

В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

- Антон Павлович Чехов

История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 году в основанной немецким психологом Вильгельмом Вундтом в Лейпциге первой в мире экспериментальной психологической лаборатории.

Ничему не удивляться - есть, разумеется, признак глупости, а не ума.

М.Ф. Достоевский

Зачитайся!
«Чтобы стать умным, достаточно прочитать 10 книг, но чтобы найти их, нужно прочитать тысячи»
Библиотека