Главная » Библиотека » Эргономика и инженерная психология » Основная литература

Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология [rtf / doc]
войти, что бы скачать этот материал 2011/06/24, 14:23

 Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Юрий Константинович Стрелков. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия, 2005. — 360 с.

ISBN 5-7695-2395-6


Рассмотрены следующие темы: операционально-смысловые структуры профессионального опыта, принятие решений, планирование и исполнение действий в срочных ситуациях, ошибки в деятельности опытного специалиста, взаимодействие в команде, профессиональные страхи, тревоги, отказы от задач, проектирование информационной среды и рабочего пространства. Представлен широкий круг практических задач и методов их решения.

Для студентов высших учебных заведений. Пособие может быть полезно инженерам, интересующимся применением психологии в технике.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

Раздел I. АНАЛИЗ ТРУДА

Глава 1. Ошибка человека 7

1.1. Концепция ошибки 7

1.1.1. Операции, культура, язык 10

1.1.2. Ошибка и страх 14

1.2. Практика. Расследование происшествий: вина

и ответственность 14

1.2.1. Переживания субъекта в ходе расследования 17

1.3. Классификация ошибок 19

1.4. Ошибка и опыт 25

1.4.1. Почему люди не учатся на ошибках? 26

1.5. Ошибки штурмана и пилота 28

1.6. Опыт психологической практики 31

1.7. План семинарского занятия 33

Глава 2. Профессиональное действие 35

2.1. Теоретический анализ деятельности профессионала 35

2.2. Модели элементарного акта 46

2.2.1. Имитационные модели 46

2.2.2. Информационно-процессуальные модели 47

2.2.3. Корреляционные модели 56

2.3. Методика построения модели трудового действия 56

2.4. Специфика труда операторов 60

2.5. План семинарского занятия 65

Глава 3. Профессиональная задача 66

3.1. Понятие 66

3.2. Таксономия задач в виде набора глаголов 67

3.3. Простые и сложные задачи в профессиональной деятельности 68

3.4. Субъект и профессиональная задача 69

3.5. Мышление профессионала 75

3.6. Решение сложных задач штурманами и пилотами 76

3.6.1. Средства навигационного труда 81

3.6.2. Визуальное и приборное ориентирование 84

3.7. Навигационный образ полета 85

3.7.1. Роль систем отсчета при ориентировании по приборам 90

3.7.2. Методика. Моделирование навигационной задачи – 1 93

3.7.3. Методика. Моделирование навигационной задачи – 2 101

3.8. Методика. Применение биполярных шкал при работе

с профессионалами 104

3.9. Особенности построения методик 111

3.10. О гибкости мышления профессионалов 112

3.11. Дальнейшая разработка темы 115

3.12. План семинарского занятия 115

Глава 4. Принятие решения 116


4.1. Принятие решения как «горячий когнитивный процесс» 116

4.2. Обучение принятию решения 124

4.3. Методика. Моделирование принятия решения 126

4.4. Опыт психологической практики 130

4.5. Дальнейшая разработка темы 143

4.6. План семинарского занятия 144

Раздел II. СУБЪЕКТ: ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ

Глава 5. Операционально-смысловые структуры опыта 145

5.1. Пространство и человек 145

5.1.1. Пространство и субъект 147

5.1.2. Реальное пространство и восприятие 150

5.1.3. Ориентиры 151

5.2. Память и профессиональный опыт 153

5.2.1. Действие и память 154

5.2.2. Подходы к анализу профессионального опыта 156

5.3. Индивидуальный опыт человека и память 158

5.4. Продольные и поперечные структуры профессионального

опыта 161

5.5. Действие и структуры опыта 163

5.5.1. Схема как организация двигательного опыта 164

5.5.2. Циклические и одиночные действия штурмана в полете 167

5.5.3. Пространственно-временные структуры профессионального опыта 171

5.6. Методика. Бланковый метод изучения функциональных

единиц опыта 189

5.7. Дальнейшая разработка темы 194

5.8. План семинарского занятия 196

Глава 6. Команда и совместная деятельность 197

6.1. Совместная деятельность операторской команды 197

6.2. Эмоциональная атмосфера совместной деятельности 203

6.3. Моделирование решения задач командой 205

6.4. Формирование команды 209

6.5. Профессиональная среда операторов 212

6.6. Методика. Вопросник изучения совместных действий экипажа

в полете 215

6.7. Методика. Частотный анализ рассказов летчиков

о полетах в сложной обстановке 220

6.8. Дальнейшая разработка темы 220

6.9. План семинарского занятия 224

Глава 7. Стремление к опасности и отказы от заданий 225

7.1. Эмоции в труде человека 225

7.2. Отказы от заданий 226

7.3. Профессиональная устойчивость и ее оценка 235

7.3.1. Методика. Трансформации зрительных представлений

(по Р.Гордону) 239

7.3.2. Методика. Яркость–четкость зрительных представлений

(по Д.Марксу) 240

7.3.3. Методика оценки деловых качеств авиадиспетчера 241

7.4. Эмоциональные дифференциации в перцептивном

мире и в когнитивной карте 241

7.5. Мотивационный механизм действия 244

7.5.1. Ожидание в труде оператора 244

7.5.2. Фазы мотивационного процесса 246

7.5.3. Потребности профессионалов 251

7.6. Ценности и ценностные ориентации 253

7.6.1. Методика. Профессиональные ценности 256

7.6.2. Конфликт в системе ценностей 259

7.7. Профессиональный путь оператора 263

7.8. Опыт психологической практики 267

7.9. План семинарского занятия 277

Раздел III. ОБЪЕКТ ТРУДА В ПЕРЦЕПТИВНОМ МИРЕ

Глава 8. Перцептивный мир специалиста 279

8.1. Теоретическое обоснование понятия

«перцептивный мир» 285

8.1.1. Оперативные единицы восприятия 292

8.1.2. Перцептивные действия 293

8.2. Описание перцептивных миров в различных видах

операторского труда 294

8.2.1. Перцептивные миры летчика 294

8.2.2. Перцептивный мир авиадиспетчера 296

8.3. Историческая реконструкция образа мира пилота и штурмана 297

8.4. Информационная и концептуальная модели и понятие «перцептивный мир» 304

8.5. Перцептивный мир, действие и структуры опыта 308

8.6. Дальнейшая разработка темы 313

8.7. План семинарского занятия 315

Глава 9. Временнóй анализ труда: как успеть вовремя

в трудовой ситуации? 316

9.1. Субъект и время 316

9.2. Срок, ритм и место 321

9.3. Время как понятие психологии 323

9.4. Время в психологическом анализе 324

9.5. Время в анализе трудового процесса 336

9.5.1. Временнóй объект 337

9.5.2. Структуры опыта как модели временных объектов 338

9.5.3. Временные операции: упорядочение и синхронизация 341

9.5.4. Сфера настоящего 343

9.5.5. Временные синтезы 345

9.5.6. Подготовка, разбор и исполнение процесса. 348

9.6. Дальнейшая разработка темы 352

9.7. План семинарского занятия 355

Категория: Основная литература | Добавил: KateMSU | Теги: инженерная психология, структуры опыта
Просмотров: 1487 | Загрузок: 34
Всего комментариев: 0
avatar

Мы выбираем не случайно друг друга… Зигмунд Фрейд первым выразил мысль, что «мы встречаем только тех, кто уже существует в нашем бессознательном…» Сначала мы рисуем человека в своём воображении и только потом встречаем его в реальной жизни…

В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

- Антон Павлович Чехов

История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 году в основанной немецким психологом Вильгельмом Вундтом в Лейпциге первой в мире экспериментальной психологической лаборатории.

Ничему не удивляться - есть, разумеется, признак глупости, а не ума.

М.Ф. Достоевский

Зачитайся!
«Чтобы стать умным, достаточно прочитать 10 книг, но чтобы найти их, нужно прочитать тысячи»
Библиотека