Главная » Библиотека » Основы психологического консультирования » Основная литература

Л.М. Кроль, Е.А. Пуртова. Методы современной психотерапии [doc]
войти, что бы скачать этот материал 2009/06/01, 20:09

Учебное пособие
Составители
Л.М. Кроль, Е.А. Пуртова


Рекомендуется Ученым советом факультета психологического консультирования Московского городского психолого-педагогического института в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений и факультетов переподготовки и повышения квалификации, специализирующихся в области психологии, психотерапии и консультирования.

Рекомендуется Учебно-методическим объединением по высшему медицинскому образованию в качестве учебного пособия для последипломного медицинского образования.


Москва
Независимая фирма "Класс”
2000

УДК 615.851
ББК 53.57
М 81
  
М 81 Методы современной психотерапии: Учебное пособие / Составители Л.М. Кроль, Е.А. Пуртова. — М.: Не¬зави¬симая фир¬ма "Класс”, 2000. — 480 с. — (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 90).
ISBN 5-86375-033-2
Эта книга интересна и полезна с нескольких точек зрения. Во-первых, это первое учебное пособие отражающее многолетний опыт преподавания методов современной психотерапии отечественными специа¬листами. Во-вторых, впервые в отечественной практике включает подробные программы учебных курсов. В третьих, дает возможность сориентироваться и сделать осознанный выбор подхода тем, кто собирается профессионально заниматься психотерапией. В-третьих, материал в нем построен так, что помогает структурировать знания и навыки, которые отрабатываются во время занятий. В-четвертых, может быть полезно для применения психотерапевтических навыков в других сферах деятельности.
Поэтому читательская аудитория книги весьма широка — студенты психологических и медицинских факультетов и слушатели факультетов переподготовки, преподаватели психотерапии и психологии, врачи и психологи, социальные работники и т.д.

Научные рецензенты:
Л.М. Барденщтейн, доктор мед. наук, профессор, зав. кафедрой психиат¬рии МГМСУ
Ф.Е. Василюк, канд. психол. наук, декан факультета психотерапии и консультирования МГППИ
А.Ш. Тхостов, доктор психол. наук, профессор

ISBN 5-86375-033-2

© 2000, Л.М. Кроль, Е.А. Пуртова, составление
© 2000, Е.В. Безносюк, М.Р. Гинзбург, Н.И. Голосова, Д.М. Демченко, А.И. Каменская, А.И. Кучинов, Е.Л. Михайлова, Е.А. Пуртова, А.Ф. Радченко, М.Н. Тимофеева, А.В. Черников
© 2000, Независимая фирма "Класс”, издание, оформление
© 2000, Л.М. Кроль, Е.Л. Михайлова, Е.А. Пуртова, предисловия
© 2000, Е.А. Кошмина, обложка
Исключительное право публикации на русском языке принадлежит издательству "Независимая фирма "Класс”. Выпуск произведения или его фрагментов без разрешения издательства считается противоправным и преследуется по закону.



СОДЕРЖАНИЕ
Л.М. Кроль. "За поворотом, в глубине лесного лога...” 5
Е.А. Михайлова, Е.А. Пуртова. Хроника десятилетия:
состоявшийся диалог 6

Часть первая. УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ
И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 11
А.В. Черников. Системная семейная терапия 13
Содержание программы 14
Вводный курс обучения 14
Продвинутый курс обучения 17
Методические рекомендации 20
Задачи обучающей программы 20
Формы обучения 21
Особенности обучающей программы 23
Примеры упражнений и используемых техник 25
Раздаточные материалы к курсу 37
1. Интегративная модель системной семейной
психотерапевтической диагностики 37
2. Генограмма семьи 38
3. Структурированные задания для изучения
семейной истории 43
Пример № 1 46
Пример № 2 47
Пример № 3 48
Пример № 4 49
Пример № 5 50
4. Анкета "Семейные роли” 51
М.Р. Гинзбург. Эриксоновский гипноз 52
Содержание программы 53
Базовый курс. Основы эриксоновского гипноза 53
Практика эриксоновской гипнотерапии 55
Методические рекомендации 59
Особенности обучающей программы 59
Структура программы 62
Задачи обучающей программы 63
Формы обучения 64
Пример выполнения упражнения "Сопровождение
в приятном воспоминании” 66
Раздаточные материалы к курсу 70
1. Определения 70
2. Различия между традиционным и эриксоновским гипнозом 71
3. Наблюдаемые признаки транса 71
4. Структурные компоненты сеанса эриксоновского гипноза 72
5. Классификация внушений 72
6. Микродинамика транса 73
7. Общая стратегия вызывания гипнотических феноменов
с помощью импликации 73
8. Наведение фиксацией взгляда с помощью вопросов 75
9. Наведение левитацией руки с помощью вопросов 75
10. Наведение самогипноза левитацией руки 76
11. Двойная диссоциативная двойная связка 77
Е.Л. Михайлова. Психодрама 79
Содержание программы 81
Первый год обучения. Введение в психодраму 81
Второй год обучения. Психодрама и ролевые игры.
Основной курс 82
Третий год обучения. Психодрама в различных
сферах психологической практики 84
Методические рекомендации 87
Зачем и кому учиться психодраме 87
Ожидания и предубеждения потенциальных участников
тренинга 94
Откуда в России взялись психодраматисты 97
Как мы начинаем 99
Что же происходит на сессии учебной группы? 104
Процесс-анализ 110
Чем мы заканчиваем 113
Раздаточные материалы к курсу 118
1. Словарь терминов 118
2. Руководство по процессингу 124
Д.М. Демченко, Е.А. Пуртова. Юнгианская психотерапия 126
Содержание программы 127
Базовый курс. Аналитическая психология 127
Практика аналитической психотерапии 131
Методические рекомендации 134
Комментарий к программе 134
Групповой анализ сказки 136
Юнгианская типология личности 141
Раздаточные материалы к курсу юнгианской типологии 166
1.1. Определения 166
1.2. Типологическая схема для всех
экстравертированных и интровертированных типов 167
1.3. Типы (общая схема) 168
1.4. Матрица функций 169
1.5. Типологический "компас” 170
1.6. Самость (архетип) 171
1.7. Формирование типа в онтогенезе (на примере
чувствующего интроверта) 171
2.1. Соотношение психологических типов и свойственных
им психических расстройств по К.Г. Юнгу 173
2.2. Расстройства личности (Г. Каплан, Б. Сэдок) 174
2.3. Соотношение психологического типа по К.Г. Юнгу
и расстройства личности по DSM-III 175
2.4. Сравнение черт характера по К.Г. Юнгу и описаний
расстройств личности по DSM-III 176
3.1. Предпочтения по И. Бриггс-Майерс и К. Бриггс 177
3.2. 16 типов И. Бриггс-Майерс и К. Бриггс (распределение
функций) 178
3.3. Типы как комбинация установок 179
3.4. Д. Кейрси: теория четырех темпераментов 180
3.5. От И. Бриггс-Майерс к Д. Кейрси 181
3.6. Четыре темперамента по Д. Кейрси 181
3.7. Информационная модель сознания по К.Г. Юнгу.
Соотношение юнговских типов и структурных элементов
индивидуальности 182
3.8. Когнитивный стиль (профиль) по опроснику
Дж. Сингер — М. Лумис 183
Н.И. Голосова. Гештальт-терапия 187
Структура программы 189
Содержание программы 190
Основы гештальт-терапии 190
Теория и практика гештальт-терапии 190
Циклы третьего года 191
Методические рекомендации 193
Формы обучения 194
Задания для самостоятельной работы 197
Методика преподавания курса 198
Раздаточные материалы 207
1. Руководство по обсуждению случая в группе
и комментарий к нему 209
2. Дневник участника группы 214
Е.А. Пуртова, М.Н. Тимофеева. Введение в психоаналитическую
терапию 218
Содержание программы 219
Методические рекомендации 224
Что такое психоанализ 224
Психоанализ в России 226
Авторский подход к программе 229
Логика содержательного построения программы 230
Формы обучения 238
Тренинг психоаналитических навыков 243
Раздаточные материалы 257
1. Схема психики и личности по З. Фрейду 257
2. Стадии развития основных психических структур 258
3. Схема психоаналитической диагностики
по Н. Мак-Вильямс 259
4. Структурное интервью по О. Кернбергу 260
5. Предварительное интервью, подготавливающее
к терапии 279
6. Структура представления случая для супервизии 285
Н.И. Голосова. Нейро-лингвистическое программирование 286
Содержание программы 287
Курс "НЛП-практик” 287
Курс "НЛП-мастер” 289
Методические рекомендации 293
Раздаточные материалы к курсу "НЛП-практик” 295
1. Что такое НЛП. Базовые предположения НЛП 295
2. Коммуникация 296
3. Репрезентативные системы 297
4. Глазные ключи доступа 299
5. Речевые ключи доступа (предикаты) 300
6. Субмодальности 301
7. Внешние показатели внутреннего состояния 304
8. Позиции восприятия 305
9. Метамодель 306
10. Нейрологические уровни 308
11. Спецификация результата 309
12. Примеры упражнений 311
Раздаточные материалы к курсу "НЛП-мастер”
(цикл "Моделирование”) 313
1. Три этапа моделирования 313
2. Пути моделирования 315
3. Продвинутая стратегия моделирования 317
4. Описание моделей 318
5. Примеры упражнений 329

Часть вторая. ОБУЧЕНИЕ МЕТОДАМ РАБОТЫ
С ОТДЕЛЬНЫМИ ПРОБЛЕМАМИ 331
А.И. Каменская, А.Ф. Радченко. Современная психотерапия
и лечение зависимостей 333
Содержание программы 334
1. Различные подходы и модели в лечении зависимостей 334
2. Изменение ролевого поведения 334
3. Двенадцатишаговый подход в психотерапии зависимостей 334
Методические рекомендации 335
Раздел 1. Различные подходы и модели в лечении
зависимостей 336
Раздел 2. Двенадцатишаговый подход в психотерапии
зависимостей 349
Раздаточные материалы к разделу 1. 367
1. Длительные стратегии в психотерапии зависимостей
(основные этапы) 367
2. Пример текста группового транса 368
3. Пример группового транса "Зимнее утро” 372
Раздаточные материалы к разделу 2 376
1. Двенадцать шагов 376
2. Двенадцать традиций 377
3. Основные положения о лечебных центрах 378
4. Цели психотерапии двенадцатишаговой ориентации 378
5. Нейрологические уровни химической зависимости
и выздоровления 379
6. Шесть стадий выздоровления 380
7. Факторы высокого риска срыва 381
8. Этапы рецидивного процесса 381
9. Концепция работы с семьей 382
10. Двадцать вопросов о созависимости 383
11. Контракт 384
12. Психосоциальная история 384
13. Лечебный план 385
14. Заключительный эпикриз при выписке 386
А. Радченко. Психотерапия психосоматических заболеваний
и расстройств 387
Основные положение вводной лекции 388
Этиологические аспекты психосоматических заболеваний 391
Метафорическое содержание органических психосоматических
заболеваний 394
Использование притч, историй и метафор в терапии
психосоматических расстройств 397
Некоторые упражнения, используемые во вводном курсе 398
Трансовые индукции. Пример из практики 400
Стратегии длительного лечения психосоматического заболевания.
Пример из практики 404
Рекомендуемая литература 417
Е. Михайлова. Работа с семейной историей 418
Некоторые типичные терапевтические запросы 419
Межпоколенная травма и "колесо истории” 421
Преимущества психодраматической проработки семейной
истории 424
Некоторые методические аспекты 427

Часть третья. ПСИХОТЕРАПИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА 435
Е.В. Безносюк, А.И. Кучинов. Современные технические
аппаратные и компьютерные средства, используемые
в психотерапии 437

Приложение. Е.Л. Михайлова. О методах и терминах
как поводе для иронии 463
Словарь скептика 464

Об авторах как тренерах 470
 

Категория: Основная литература | Добавил: PsyWorld
Просмотров: 1828 | Загрузок: 56
Всего комментариев: 0
avatar

Мы выбираем не случайно друг друга… Зигмунд Фрейд первым выразил мысль, что «мы встречаем только тех, кто уже существует в нашем бессознательном…» Сначала мы рисуем человека в своём воображении и только потом встречаем его в реальной жизни…

В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

- Антон Павлович Чехов

История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 году в основанной немецким психологом Вильгельмом Вундтом в Лейпциге первой в мире экспериментальной психологической лаборатории.

Ничему не удивляться - есть, разумеется, признак глупости, а не ума.

М.Ф. Достоевский

Зачитайся!
«Чтобы стать умным, достаточно прочитать 10 книг, но чтобы найти их, нужно прочитать тысячи»
Библиотека